19 октября 2022 г.

Построение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов обсудили на всероссийском совещании методистов в Академии Минпросвещения России

Всероссийское совещание «Индивидуальный образовательный маршрут – путь к профессиональному росту и повышению качества образования» прошло в Академии Минпросвещения России 12 октября. В совещании в очном формате приняли участие более 150 представителей методических служб из 64 регионов России, и более двух тысяч участников присоединились к совещанию дистанционно. Это второе в этом году всероссийское совещание, посвященное развитию методической службы в стране.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева.

«Задача современного образования – развитие многосторонней, талантливой во всех отношениях личности, и учитель в этом играет ключевую роль. Это тот человек, который напрямую влияет на достижение национальных целей. Помогать учителям войти в профессию и удержаться в ней, работая в педколлективе над достижением общих целей, является миссией методической службы. Индивидуальный образовательный маршрут, пожалуй, самый важный с точки зрения определения статуса каждого конкретного педагогического работника инструмент методиста. Без определения зоны ближайшего развития и построения индивидуального маршрута развития мы никуда не сдвинемся. Первый шаг к любому успеху – определить, в какой начальной точке ты находишься», – подчеркнула заместитель Министра.

На совещании выступили представители Академии Минпросвещения России, Федерального института оценки качества образования, а также региональных организаций дополнительного профессионального образования педагогов.

О возможностях использования мотивирующего мониторинга как механизма непрерывного профессионального развития и управления качеством образования рассказала проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова.

«Индивидуальный образовательный маршрут педагога, при всей очевидной важности, сам не разработается. Нужны управленческие решения, алгоритмы, нужна определенная мотивация, стимулы и контрольные действия», – отметила она.

На совещании выступила руководитель Федерального методического центра Академии Минпросвещения России Альбина Бучек: «Нужны новые подходы, в которых оценка качества образования станет производной от трех составляющих: ученик-учитель-региональный методист. Оценивая работу учителя по конечному результату – качеству образования учащихся, а работу регионального методиста по изменению уровня развития компетенций педагога, можно говорить об эффективности той системы, которая формируется сегодня в современном образовании».

Также на совещании обсудили современные подходы к организации деятельности по обеспечению профессионального роста педагога, основные векторы самореализации педагогов в профессии и актуальные вопросы реализации педагогическими работниками индивидуального образовательного маршрута для постоянного развития профмастерства.

Опытом разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов поделились руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства Института развития образования Краснодарского края Елена Забашта; заместитель директора Челябинского центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов Марина Школьникова; директор Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий Павел Розов и ректор Рязанского института развития образования Андрей Кашаев.

В рамках работы тематических секций участники совещания познакомились с методами применения предметно-методических кейсов как инструментом преодоления профессиональных дефицитов педагогических работников. Экспертами Федерального методического центра Академии Минпросвещения России были предложены интерактивные занятия и мастер-классы, направленные на отработку метапредметных решений на примере учебно-методических кейсов по функциональной грамотности.

Для подведения итогов совещания был использован цифровой сервис «Опросникум», разработанный Академией Минпросвещения России. По завершении работы участники получили комплект документов, включающий примерную должностную инструкцию регионального методиста, проект инструкции по составлению индивидуального образовательного маршрута педагога, а также комплект игры «Проектируем ИОМ».

Всероссийское совещание «Индивидуальный образовательный маршрут – путь к профессиональному росту и повышению качества образования» стало площадкой для диалога профессионалов, обмена лучшим опытом и наиболее эффективными методическими практиками. Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России.